Домашний спортзал. Занятие 1.

        Здоровье и развитие любого ребенка напрямую связано с эмоциональной атмосферой в семье. Заинтересованность семьи в нормальном  развитии  ребенка с ДЦП становится обязательным условием. Поэтому нам представляется очень важным занятия не только с ребенком, но и с семьей в целом.

    Достичь качественной и эффектив­ной двигательной активности можно только при условии, если родители вовлечены в процесс занятий  при  полном взаимодействии с ребенком. Включение родителей в программу занятий и их участие рассматривается  нами как важный компонент  подготовки детей с ДЦП к повседневной деятельности. Родители  сами определяют, как воспитывать ребенка,  устанавливают распорядок семейной жизни. А наша задача состоит в том, чтобы научить ребенка двигаться, что поможет в достижении специфических це­лей, связанных с двигательным  и социальным развитием ребенка.

Итак, начнем по порядку, ведь в жизни ребенка с ДЦП важна каждая деталь.

 

Ребенок проснулся! Доброе утро, малыш!

А что же родители?

Обычно они спешат быстрее поднять ребенка с постели, накормить и побежать с ним на очередные процедуры или обучение, вместо того, чтобы встать чуть пораньше и уделить ему всего десять минут для проведения утренней зарядки. Совместные занятия родителей с ребенком приучают его с детства  быть активным.Родители тоже постепенно привыкают к тому, что самую важную помощь ребенку может  оказать ему очень близкий человек. Это может быть мама, папа, бабушка, дедушка, т.е. тот человек, которому ребенок больше всего доверяет, кто для него является авторитетом. Важно помнить, что научиться, чему-либо можно только повторяя это ежедневно и многократно.
Утренняя гимнастика

1.Исходное положение: лежа в кровати.  Ребенок только что проснулся, он расслаблен.

Возьмите одну руку ребенка  за нижнюю часть предплечья, а другой рукой за кончики пальцев.Проведите сгибание-разгибание  пальцев, затем возьмитесь за ладошку и сделайте сгибание разгибание лучезапястного сустава.

2.Поднимите две руки  ребенка вверх,   пусть ребенок потянется, ощутит свое тело, затем опустите руки в стороны и тоже слегка потяните их. Соедините их впереди, подтягивая их вперед, слегка прогните спину ребенка. Все упражнения нужно выполнять медленно, доставляя удовольствия  ребенку от выполнения упражнения.

3. Возьмите руками  с двух сторон  пояснично-подвздошный отдел, слегка приподять его, затем опустить.

4 .  В положении лежа на спине, поставить согнутые в коленях ноги на стопы, руки в свободном положении в стороны.
Наклонить колени влево, задержаться на 5 секунд. Плечи не отрывать, колени не разъединять, стараться левую ногу положить на поверхность постели. Затем наклонить колени вправо.

5. Одну руку мама кладет на колено ребенка, другой берет за голеностопный сустав (голеностопный сустав в положении разгибания) Медленно поднять  прямую  ногу  вверх,  рукой придерживая   колено, чтоб оно не  сгибалось.  Если  тяжело  поднимать  прямую  ногу,  можно  вначале  подтянуть  согнутую  в  колене  ногу  к  груди,  затем  выпрямить  вверх, опустить  вниз.  Выполнить  серию  для  одной  ноги,  затем  для  другой.     

6. Повернуться на правый бок, затем на левый, повернуться на живот, полежать 2-3 минуты и встать.

Каждое упражнение повторить по 5-7 раз, обязательно разговаривая с ребенком, комментируя все действия. Не торопитесь, дайте ребенку самому почувствовать свое тело, не делайте все за него,  помогите ему самому выбраться из кровати.

 

После зарядки ребенок будет готов вместе с вами к встрече нового дня.

Надо помнить, что из-за несвоевременного формирования личности снижается уровень подготовки ребенка к самостоятельной  жизни. Поэтому, с ребенком надо заниматься  каждый день. И  никакие причины не должны отменять регулярность занятий.   Приспособление организма ребенка к окружающей и социальной среде,  это процесс активного становления  физиологических механизмов координации движений  в ответ на расширение и качественное изменение «спектра» информации, связанного с разными условиями среды, а также этапами и характером физических напряжений.    Поэтому развитие координационных способностей для детей с ДЦП  имеет первостепенное значение, так как выполнение необходимых движений (удержание головы, вертикальной позы тела, ходьбы и др.) невозможно, если нет чувства равновесия и чувства пространства.

Занятия с детьми ДЦП  целесообразно начинать с расширения общего объема движений, которым владеет ребенок на данный момент, не концентрируя его внимание на недостатках движений, но запоминая и отмечая их.

 Положение сидя используются как привычное повседневное положение для  ребенка с ДЦП   и как исходное положение для выполнения физических упражнений.  В положении сидя в непосредственное соприкосновение с опорой приходят значительно большие поверхности тела (спина, таз, нижние конечности и при некоторых разновидностях верхние конечности и голова). При всяком положении сидя нижние конечности освобождаются от той значительной работы по удержанию и уравновешиванию всей тяжести тела, которая имеется при вертикальном положении. Степень устойчивости в положении сидя больше, чем в положении стоя. Общее мышечное напряжение значительно меньше, чем при положении стоя. Работа мышц затрачивается лишь на уравновешивание головы и туловища.  Грудная кривизна находится в зависимости от способа удержания туловища: при прямом сидении она уменьшается, а в  согнутом увеличивается.

Занятия первое.

1. Исходное положение, сидя на стуле. Руки лежат свободно и расслабленно на подлокотниках с углом локтевого сустава 90 градусов, ноги в тазобедренных, коленных, голеностопных суставах находятся под углом 90 градусов, полной стопой на опоре, спина прямая прижата к спинке стула. Ребенок должен посидеть в этом положении без поддержки не менее 5 минут. Мама постоянно разговаривает с ребенком, фиксируя его взгляд на себе или на какой –либо игрушке. Ребенок в этом положении успокоится, ощутит свое тело в пространстве и подготовится к дальнейшим занятиям.

Постоянно  обращайте внимание  на позу ребенка.

Длительное сохранение неправильного положения туловища, рук или ног, увеличивают нагрузку на мышечные группы, обеспечивающие поддержание позы. Неудобная поза приводит к быстрому утомлению.  

Если ноги не стоят на опоре и руки напряжены, то ребенок сидит в неустойчивом положении, что будет в дальнейшем ему мешать правильно  выполнять упражнения.   Характерная поза- наклон головы и туловища вперед, ноги не на опоре. Такая поза приводит к быстрому утомлению мышц-разгибателей позвоночника, особенно мышц шеи и спины.                                                    

  2. И.П. тоже. Медленные поочерёдные  наклоны  головы  вниз – вверх. Затем  повороты  головы  вправо – влево, влево- вправо. 

Надо стремиться к тому, чтобы ребенок выполнял упражнения самостоятельно. С каждым поворотом обязательно фиксировать  взгляд на каком –либо предмете.

3. И.П.тоже. Руки прямые вытянуты вперед. Если ребенок самостоятельно не может вытянуть руки, мама  придерживает локтевой сустав  ребенка. Вытянуть руки вперед, дотянуться до игрушки. Поднять руки вверх. Потрясти кистями,  руки в стороны, опустить.

 

Следить за тем, чтобы ребенок максимально выпрямлял руки в локтевых суставах и, по возможности, выпрямлял пальцы.

4. И.П. то же,    руки  в  стороны, поднять одну ногу задержать несколько секунд, затем опустить, поменять положение ног. Это упражнение необходимо для укрепления мышц передней поверхности бедра, участвующей в поднятии ноги во время ходьбы.  Следить за тем, чтобы ребенок сохранял вертикальное положение верхней части туловища, колено поднимаемой ноги не должно отклоняться в сторону.

 

5. И.П. тоже.  Тяжесть тела перенести на опорную ногу,   поднять ногу и разогнуть ее до горизонтального уровня. Зафиксировать положение (в медленном темпе, на четыре счета), опустить ногу и перенести общий центр тяжести на обе ноги.

 

Сохранение вертикальной позы является трудной задачей для детей с ДЦП. В сохранении равновесия при принятии вертикального положения важную роль играет реакция опоры.

Когда ребенок принимает вертикальное положение, на него действуют две внешние силы: сила тяжести и сила реакции опоры. Обе силы равны по величине и противоположны по направлению. 

6. И.П,  стоя,  голова поднята, спина  прямая,   ноги  на  ширине  плеч, тазобедренный, коленный суставы выпрямлены (в замке), стопа полностью на опоре, руки   свободные. Мама стоит сзади ребенка,    руки на поясе ребенка, слегка надавливая вниз на тазовую область. Дать возможность ребенку некоторое время постоять. Пусть ребенок ощутит опору, почувствует свое тело в  окружающем пространстве. Сохранение рав­новесия при стоянии возможно в том случае, если  ребенок стоит полной стопой на опоре. Устойчивость будет больше, если стопы расположены на ширине плеч, меньше,  если они сомкнуты; больше -  при опоре на всю стопу, меньше – при опоре на пальцы.

 

       

7. И.П. тоже. Отведение рук вперед в стороны, вверх, а затем опустить вниз.

 

8.  И.П. тоже,  Переступание с одной ноги на другую, следить, чтоб ребенок стоял полной стопой на опоре. Когда имеет место перекрест ног, необходимо использовать упражнения с отведением ноги в сторону. Приставной шаг с правой и левой  ноги, выполняется поочередно каждой ногой,  выполнять перешагивание в сторону через гимнастическую палку.

     

9. И.П. тоже, Поднять руки вверх. Глазами следить за руками, потянуться вверх руками,  как можно выше. 

 

Приседания  являются  лучшим  упражнением  для  развития  бедренных  и  ягодичных  мышц.   Но для ребенка, который плохо держит равновесие, целесообразнее выполнять полуприседы.  Это упражнение применяется для развития силы мышц ног и чувства равновесия.

10.И.П. тоже,  Мама стоит сзади ребенка, ее руки на коленях ребенка.  Ребенок слегка сгибает колени (пружинящие  полуприседы). Можно упростить упражнение,  держась за  спинку стула на  расстоянии  полушага,  слегка присесть (полуприсед),  выпрямить  ноги  и  задержаться  в  этом  положении  на  5  сек.                                             

11. Большое значение при ходьбе имеет согласованное движение рук и ног, так называемая  «перекрестная координация», при которой вынос вперед правой ноги сочетается с выносом вперед левой руки, и наоборот. Перекрестная координация уменьшает вращательные движения туловища. Движения рук при обычной ходьбе не требуют больших усилий. Для детей с двигательными нарушениями отработка правильного сочетания движений рук и ног представляет определенную трудность. Правильное выполнение их возможно лишь при систематическом разучивании. Вначале можно отрабатывать движения только одними руками - махи вперед – назад из положения стоя на полу с небольшим наклоном вперед.  Эти движения лучше проводить под счет.

                                       

Важно следить за правильными позами во время занятий и игр с ребенком.

 

 Терпения вам, дорогие взрослые!

 

 

 

Партнеры





Спонсоры

Центр Гросско

Поделитесь с друзьями


Контактная информация

Детский центр физической реабилитации и спорта Гросско

Москва, Зеленый проспект, 42А

+7(495) 918-55-71
+7(495) 918-55-77
+7(495) 918-55-70

infoatgrossko.ru

Education - This is a contributing Drupal Theme
Design by WeebPal.