Домашний спортзал. Занятие 2.

        Уважаемые мамы и папы! Встаньте перед зеркалом  и посмотрите, как высоко вы можете поднять свои руки, как далеко  отвести в сторону, можете ли вы сомкнуть их сзади. Отведите ногу в сторону, назад, посмотрите на какое расстояние ее отводите, не испытываете ли вы боли в суставах или сильное натяжение. Определите, в какой позе вам комфортно сидеть, стоять, и симметрична ли она?  Хочется ли вам, глядя на себя, выпрямиться, потянуться и доставляет ли вам это потягивание удовольствие?

После длительной неподвижности (сон, вынужденное положение и др.) так и хочется потянуться. Наш организм сам подсказывает необходимые действия – сбалансировать мышечное напряжение.

Посмотрите, пожалуйста, на движения своего ребенка и определите, какую позу он принимает  лежа, сидя, стоя или в какой-нибудь нестандартной ситуации.

У детей со спастической диплегией, как правило, при попытке к движению, возрастает тонус спастичных мышц и усугубляется порочное поло­жение тела. Если одно и то же движение повторяется каждый день, оно входит в привычку - в данном случае речь идет о вредной привычке (порочной позе, которая вырабатывается в связи с заболеванием), которая в скором времени приведет к контрактурам и деформациям тела. Наша общая задача, не допустить этого.

Выбирая, какой-либо комплекс упражнений нужно знать, что для выполнения работы мышца должна обладать способностью к расслаблению, сокращению и растягиванию, а  также быстрому переключению из одного  состояния в другое. Это является не только исходным условием для нормальной работы мышцы, но и для координации ее взаимодействия с другими мышцами.

Патология тонуса мышц - один из основных признаков детского церебрального паралича. Поэтому мышцы с ослабленной функцией или  очень напряженные,  не способны к выполнению нормальной работы, так как становится невозможным быстрое и полноценное их переключение из одного состояния в другое и осуществление необходимых взаимодействий мышц-антагонистов.

  Если мышца становится короткой и тугой или  слишком слаба и растянута, она не может должным образом сокращаться или расслабляться. Так или иначе, эта мышца быстро устает, выходит из строя, нарушая баланс во всей мышечной комбинации и функциональной системе, что приводит к снижению амплитуды движения. Длительные мышечные усилия вызывают быстрое утомление двигательных нервных центров, сдавливание кровеносных и лимфатических сосудов, что ведет к недостаточному поступлению кислорода и создает неблагоприятные условия для физиологической работы мышц.

Как правило, у детей с ДЦП  при попытках к движению или эмоциональных напряжениях возрастает мышечный тонус, поэтому необходимо сначала снять мышечное напряжение и увеличить амплитуду движения. Наиболее эффективным способом снятия мышечного напряжения являются упражнения на растягивание. При растягивании разных частей и всего тела в соответствующих направлениях можно добиться чередования напряжения и расслабления в мышцах, меняя и направление нагрузки. Используя различные приемы растягивания и комбинируя их в определенных сочетаниях, можно задействовать многие группы мышц. Кроме того, мышечное расслабление, используемое в различных вариантах (переход от напряжения мышц к расслаблению и снова к напряжению), способствует своеобразной гимнастике нервных процессов и регулированию их центров.

Расслабление противоположно напряжению. Способность расслабляться  играет большую роль, так как снижает напряжение и его отрицательные последствия, тем самым увеличивая степень мышечно-суставной чувствительности и эффективность функционирования мышц.

Занятия начинаются со снятия напряжения, что является основой основ. Первые движения должны быть простыми, чтобы их можно было выполнить правильно. Необходимо снять напряжение с конкретных мышц во время фазы растяжения, а также движения сегментов тела с заданной амплитудой, скоростью и точностью. Упражнения для растягивания должны приносить не только пользу, но и удовольствие.

Занятие необходимо проводить в тёплом помещении, ребёнку не должно быть холодно, мышцы должны быть согреты (согревающие упражнения, массаж, теплые ванны). Каждое упражнение повторяется 5-10 раз. Время удержания растянутой мышцы увеличивается постепенно от 15 до 30 сек.       

Выполнение упражнений на растягивание может вызвать чувство дискомфорта, но при этом не должно возникать болевых ощущений. Нельзя делать резких и быстрых движений. Движения должны быть мягкими, ритмичными, с постепенным увеличением амплитуды.

 

Растягивание мышц живота и грудных мышц

 

1. И.п. лежа на животе,  опираясь на руки, согнутые в локтях, ладошки открыты. Медленно поднять голову,  и также медленно опустить голову. Если ребенку трудно поднять голову, то мама может помочь ему поднимать голову  или стимулировать поднятие головы, выпрямляя  плечи, или  делая легкий массаж  верхней части спины.                                                                                 

2. И.п. лежа на животе, руки вытянуты вперед. Медленно поднять прямые руки вверх, прогнуться в пояснице .

3. И.п. лёжа на животе, руки в стороны.  Соединить  лопатки, потянуть  передние грудные мышцы. Можно увеличить  степень растяжки, отведя руки.                                                                                                   

4. И.п. – лёжа на спине, ноги согнуты в коленях, стопы плотно прижаты к поверхности. Руки вдоль туловища. Поднимание таза . Происходит растягивание мышц живота.

Растягивание боковых мышц

5. И.п.лёжа на животе, руки вытянуты вперёд.  Поднять левую руку и правую ногу вверх, медленно потянуться, увеличивая амплитуду,   затем поменять положение. Если ребенок не может самостоятельно выполнить это упражнение, то мама может помочь ему, взяв одной рукой за запястье, а второй за голеностоп. Медленными ритмичными движениями увеличивая амплитуду.

6. И.п. Лежа на левом боку, правая нога слегка согнута в колене, рука вытянута вверх над головой. Мама одной рукой придерживает подвздошный гребень таза, другой рукой  держит ребенка за запястье. Легкими ритмичными движениями растягивает  боковые мышца груди.

                                                                 

Растягивание мышц нижних конечностей и спины

7. И.п. лежа на животе, ноги согнуты в коленях. Медленное сгибание и разгибание голеностопного сустава . Растяжка икроножной, камбаловидной и подошвенной мышц помогают сгибать стопу в голеностопном суставе. Тонкая подошвенная мышца самая слабая из этих трех мышц.

8. И.п. лежа на животе. Медленное  поочередное поднимание полусогнутой в колене ноги. Стараясь как можно больше увеличить амплитуду разгибания в тазобедренном суставе.                                                           

9. И.п. лежа на спине, ноги согнуты в коленях. Медленно поднять голову, посмотреть на свои колени .

10. И.п. сидя на полу, ноги прямые, руки вытянуты вперед. Мама держит одной рукой ребенка за коленки, чтоб они не сгибались, другой за запястье. Медленно помогает ребенку достать до кончиков пальцев ног. Если ребёнок не может удержать эту позу, то мама одной рукой берёт за запястье, а другой рукой помогает ему дотянуться до пальцев ног, положа руку на спину.                                                                                                                

11. И.п. лежа на спине, одна  нога согнута в колене, другая прямая поднята вверх. Медленное сгибание разгибание голеностопного сустава . Потянуть всю заднюю поверхность ноги. Это упражнение необходимо для детей с  контрактурами, но противопоказано при рекурвации коленных суставов.

12. И.п. лежа на спине. Согнуть ноги в коленях и прижать как можно ближе к груди.                                                                 

13. И.п. тоже. Поочередное сгибание ноги в колене и подтягивание ее как можно ближе к груди . Амплитуду увеличиваем медленно, ритмичными, колебательными движениями.                        

14. И.п. стоя ноги на ширине плеч в приседе. Перенести тело ОЦТ (общий центр тяжести) на одну ногу, другу. выпрямить в колене, затем перенести ОЦТ  на другую ногу. Растягиваются внутренние мышцы бедра ( приводящие мышцы). Растяжение этих мышц  необходимо для детей со спастической диплегией .                                                                                              

Растягивание мышц на большом мяче

 

15. И.п. лежа на животе на большом мяче, голова приподнята, ноги стоят полной стопой на полу.  Мама одной рукой должна придерживать ребенка за голеностоп, другой за поясницу, растягивая икроножные мышцы, ахиллово сухожилие и мышцы нижней части спины. Медленным перекатом вперёд меняем исходное положение на мяче: потянуться, вытянуть руки, прогнуть спину, вернуться назад – опора на стопы.

 

16. И.п. – сидя на большом мяче, соответствующем росту ребёнка. Покачивания мяча вправо-влево с опорой поочерёдно на стопы. Это упражнение универсально: происходит растягивание приводящих мышц внутренней поверхности бёдер, формируется чувство равновесия, опороспособность верхних и нижних конечностей.                                                                                      

17. И.п. – лёжа на мяче с упором рук на поверхность. Медленные перекаты вперёд, ребёнок опирается на выпрямленные руки и раскрытые ладони, ноги при этом лежат на мяче. Мама придерживает ребёнка за ноги и страхует под грудью. Если ребёнок не может опираться на прямые руки, то опора на предплечье.                                                   

18. И.п. – лёжа на спине на большом мяче, руки - за голову. Покачивания на мяче, стремясь достать поверхность руками и стопами. Происходит растягивание мышц живота, передней поверхности бедра.                                                                                      

Комплексное растягивание мышц

19. Упражнение «Качели». И.п. – мама с ребёнком сидят лицом друг к другу, держась за руки. Взрослый ногами фиксирует ноги ребёнка в разведённом состоянии (осторожно при контрактурах и тугоподвижности коленных суставов). Переход в положение лёжа по  очереди, подтягивая за руки колебательными движениями. Происходит растягивание внутренней поверхности бёдер, мышц спины и верхних конечностей.

                                                                                      

Растяжки повышенной сложности

20. И.п. – Сидя, левая нога вытянута вперёд, правая согнута в коленном суставе и отведена в сторону. Наклоны вперёд к левой ноге. Затем поменять положение ног. Растягивание икроножной мышцы, мышц задней поверхности бедра, спины.                                                                       

21. И.п. – стоя на коленях. Если ребёнок не удерживает эту позу самостоятельно, то делает это с помощью мамы. Медлено сесть на пол вправо, оставляя согнутые в коленях ноги сбоку, медленно подняться в исходное положение и пересесть на левую сторону. Происходит растягивание мышц боковой и передней поверхности бедра.

Если ребёнок не может сесть  на пол, то можно видоизменить упражнение. И.п. – стоя на коленях, ноги на ширине плеч. Ребёнок садится на свою ногу.

22. И.п. лежа на спине , ноги согнуты в коленях стопы прижаты друг к другу. Разведение коленей, увеличивая амплитуду в тазобедренном суставе. Растягиваются  глубокие внутренние мышцы. Они поворачиваю бедро и стабилизируют тазобедренный сустав. Упражнение также выполняется из исходного положения сидя.

Партнеры





Спонсоры

Центр Гросско

Поделитесь с друзьями


Контактная информация

Детский центр физической реабилитации и спорта Гросско

Москва, Зеленый проспект, 42А

+7(495) 918-55-71
+7(495) 918-55-77
+7(495) 918-55-70

infoatgrossko.ru

Education - This is a contributing Drupal Theme
Design by WeebPal.